Гарантия
I
Когда Шавкат Мирзиёев был избран на должность Президента Республики Узбекистан, одной из главных проблем, стоящих на его пути, было восстановление утраченного доверия народа к государству, ибо между ними как будто появилась пропасть: решения принимались исходя из интересов одной стороны, а мечта людей о справедливом обществе казалась несбыточной. Сегодня ситуация изменилась – не народ служит государству, а государство служит народу, изучаются мнения граждан о принимаемых решениях. Устремления каждой нации зависят от того, на что способно государство на пути к достижению целей: чем грандиознее цели, тем, соответственно, выше авторитет страны. Об этом свидетельствует факт разработки и вынесения на общественное обсуждение проекта Указа Президента «О Государственной программе по реализации Стратегии «Узбекистан-2030» в «Год охраны окружающей среды и «зеленой» экономики». То, что при подготовке документа, касающегося нашего будущего, государство прислушивается к мнению народа, действительно заслуживает отдельного внимания. Стратегия «Узбекистан-2030» также является свидетельством внимания, уделяемого мнению граждан страны. Работая над этим документом, Президент Шавкат Мирзиёев выезжал в регионы, непосредственно общался с простыми людьми, представителями разных профессий, знакомился с достижениями и недостатками на местах, выслушивал их предложения. Таким образом наш народ стал создателем и соавтором стратегии, ведь не зря говорят: семь раз отмерь – один раз отрежь. Любое начинание должно быть тщательно и всесторонне спланированным.
Следует отметить, что проект Государственной программы на 2025 год подготовлен в удобной и компактной для ознакомления форме и включает практические меры, перечень нормативно-правовых актов и целевые показатели в разрезе пяти приоритетных направлений Стратегии «Узбекистан-2030». При его разработке были учтены предложения и инициативы членов Сената Олий Мажлиса, депутатов Законодательной палаты, фракций политических партий. Исходя из названия года основное внимание в документе уделено вопросам охраны окружающей среды и «зеленой» экономике. В целях своевременной и качественной реализации программы определены поквартальные целевые показатели и ответственные исполнители за каждый ее пункт.
II
В проекте указа предусмотрена реализация таких мер, как создание в 32 городах «Тенистых прогулочных улиц» для пеших и велосипедных прогулок, строительство в прибрежных зонах и вдоль рек 80 инфраструктурных объектов и оздоровительных дорожек для населения, повышение уровня озеленения путем эффективного использования в 64 махаллях дождевых и сточных вод, внедрения системы полива деревьев в махаллях путем применения современных водосберегающих технологий. Вместе с тем планируется запуск в стране общенационального движения «Один миллион зеленых семей», пропагандирующего ежедневную ходьбу и бег среди населения, рациональное питание, передвижение на «зеленом транспорте», экономичное использование воды, газа и электроэнергии. Также документом предусматривается высаживание 200 миллионов саженцев деревьев и кустарников, увеличение количества зеленых садов с 257 до 701, доведение площади лесонасаждений в регионе Приаралья до 2,1 миллиона гектара, создание четырех парков с растениями-галофитами.
Известно, что во всем мире все более актуальными становятся проблемы изменения климата, экологии и сохранения чистоты природы. Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание и глобальное потепление наносят огромный ущерб природному балансу и здоровью человека.
В соответствии с проектом Указа Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе по реализации Стратегии «Узбекистан-2030» в «Год охраны окружающей среды и «зеленой» экономики» намечено доведение площадей, покрытых лесом, до 4,1 миллиона гектаров и расширение охраняемых природных территорий до 14,5 процента, выявление и задействование их неиспользованных резервов в таких направлениях, как экотуризм, питомничество и лекарственные растения, и увеличение доходов населения; создание садов из устойчивых к засолению и засухе растений (галофитов) в Республике Каракалпакстан и других регионах, а также государственных лабораторий «in vitro» с привлечением не менее 30 миллионов долларов средств международных финансовых институтов для выделения кредитов субъектам предпринимательства. Это является важным гуманитарным шагом, направленным на уменьшение масштабов проблем, вызванных неблагоприятной экологической обстановкой в регионе, и объединение усилий во благо его развития.
В нашей стране принимаются меры по защите и восстановлению экосистем, ускорению озеленения и реализации общенационального проекта «Яшил макон» («Зеленое пространство»). Инициированный Президентом страны, этот проект стал настоящим народным движением, в рамках которого ежегодно весной и осенью проводится высадка саженцев деревьев.
Улучшение водоснабжения 390 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий за счет бетонирования одной тысячи километров каналов, строительства и реконструкции объектов ирригационной и мелиоративной систем также способствует сокращению потерь драгоценного блага – воды и соблюдению интересов сельских жителей. Безусловно, это находит отклик у нашего народа.
III
В Узбекистане для обеспечения довольства населения действительно проделана значительная работа, но многое еще предстоит сделать. Согласно проекту Госпрограммы, планируется ограничить использование и реализацию моторного топлива, экологическая категория которого ниже стандарта «Евро-4», а также использование мазута в качестве топлива производящими тепловую и электрическую энергию предприятиями во всех регионах республики; добиться того, чтобы с 2025 года – 10 процентов, 2027 года – 25, а с 2030 года – 50 процентов инвестиционных программ, проектов развития промышленности, отраслей и регионов составляли «зеленые проекты». С 2026 года будет введен запрет на использование цветного пластика при изготовлении тары для напитков, с 2027 года – на производство, импорт и использование пластиковых пакетов. При участии Евросоюза будут разработаны планы низкоуглеродного развития городов Бухара, Наманган, Нукус, Ургенч и Гузар, что позволит достичь повышения энергоэффективности 10 социальных объектов. Также путем ввода в эксплуатацию возобновляемых источников энергии общей мощностью 3,5 гигаватта планируется увеличить их долю в общем потреблении электроэнергии до 26 процентов. Важно, что все эти меры направлены на защиту здоровья наших людей и окружающей среды.
В целях обеспечения реализации Госпрограммы предусмотрено разработать и принять около 90 нормативно-правовых актов. Новые подходы, предусмотренные в проекте, позволят увеличить ежегодный прирост валового внутреннего продукта как минимум на 6 процентов и к 2030 году довести его объем до 200 миллиардов долларов, что обеспечит прочную основу для достижения целей по сокращению бедности и повышению благосостояния населения. Можно с уверенностью сказать, что проект Госпрограммы является уникальной гарантией последовательного продолжения обновлений и реформ в нашей стране.
IV
Учитывая тот факт, что зеленая энергетика становится драйвером национальной экономики, определены важные задачи в этом направлении, выполнение которых нельзя откладывать. Шесть лет назад вклад зеленой энергетики и возобновляемых источников энергии в общий объем выработки электроэнергии в Узбекистане был незначительным. В проекте Государственной программы этого года поставлены конкретные задачи по выводу работы в этом направлении на совершенно новый уровень. В частности, в целях стимулирования широкого использования населением и субъектами предпринимательства возобновляемых источников энергии предлагается внедрение с 1 апреля 2025 года «зеленых тарифов» на электрическую энергию, произведенную за счет утилизации отходов, а также посредством ветряных и солнечных источников.
В своем выступлении на церемонии запуска новых мощностей в энергетической отрасли и начала строительства ряда объектов глава нашего государства заявил, что к 2030 году доля возобновляемых источников энергии в Узбекистане достигнет 54 процентов. Между тем, в Стратегии «Узбекистан-2030» предусматривалось, что к 2030 году мощность возобновляемых источников энергии в республике составит 25 тысяч мегаватт, а их доля в общем потреблении – 40 процентов. Только в 2025 году будут введены в эксплуатацию 18 солнечных и ветряных электростанций мощностью 3,4 тысячи мегаватт и аккумулирующих систем мощностью 1,8 тысячи мегаватт. В результате объем производства зеленой энергии достигнет 12 миллиардов киловатт-часов – это соответствует годовому потреблению 5 миллионов домохозяйств и означает, предотвращение выброса в атмосферу 6,5 миллиона тонн вредных газов. В ближайшие два года совместно с частными предпринимателями будет реализована масштабная программа по созданию свыше 2000 малых и микроГЭС. В планах дальнейшее стимулирование вхождения частного сектора в отрасль и организация к концу 2025 года оптового рынка электроэнергии на основе конкурентных торгов. Инициированные благодаря политической воле Президента страны реформы и привлечение инвесторов дает возможность реализовать такие масштабные проекты.
V
Как мы видим, намеченные в проекте Государственной программы цели – это не просто амбициозные намерения, а практический фундамент повышения уровня жизни населения. Их реализация способствует улучшению социальной инфраструктуры, сокращению бедности, развитию частного сектора и внедрению инновационных решений, которые сформируют прочную основу для следующих поколений. Так что документ смело можно назвать программой развития, определяющей будущее нашей страны.
Объявление 2025 года Годом охраны окружающей среды и «зеленой» экономики подтверждает экологическую ответственность Узбекистана и взятые им обязательства по охране природных ресурсов. Несомненно, эта инициатива отражает решимость и активную позицию республики в реагировании на глобальные экологические угрозы.
Как справедливо заметил глава нашего государства, сегодня с такими негативными последствиями изменения климата, как загрязнение воздуха и воды, эрозия почв, опустынивание, бесконтрольное использование ископаемого топлива, борется весь мир. По оценкам экспертов, к 2050 году водные ресурсы в Центральноазиатском регионе сократятся на 10–15 процентов, из-за деградации земель на 20–30 процентов снизится продуктивность сельского хозяйства. Ежегодный объем выбросов углекислого газа составляет 400 миллионов тонн, 12 процентов существующих видов животных и растений находятся под угрозой исчезновения. Загрязнение воды и воздуха приводит к тому, что в регионе от различных хронических заболеваний ежегодно умирает более 50 тысяч человек. Эти цифры отражают всю серьезность экологической ситуации в Центральной Азии и требуют немедленных и решительных мер, на что направлен обсуждаемый сегодня нами программный документ. Использование возобновляемых источников энергии, развитие экологического предпринимательства и инновационных технологий укрепят экономическую стабильность нашей страны и создадут дополнительные рабочие места. В свою очередь это послужит укреплению позиций Узбекистана на международной арене как экологически ответственной и устойчиво развивающейся страны.
Стоит помнить, что развитие – сложный процесс, на каждом этапе которого люди и общество сталкиваются с различными проблемами. Геополитическая обстановка, усиливающиеся с каждым днем политические интриги требуют от каждого гражданина патриотизма и самоотверженности. Это великое благословение Всевышнего – сохранять мир в трудные дни, создавать четкие программы с мыслями о счастье Родины и народа.
В последние годы наша республика стала драйвером экономических реформ, запустив процессы обновления и развития не только в Центральной Азии, но и на всем пространстве СНГ. Это яркое отражение главенствующей в Новом Узбекистане идеи «Во имя чести и достоинства человека», ключевого принципа реформирования «Человек – общество – государство» и гарантия продолжения преобразований, происходящих на нашей Родине.
А. Кучимов,
член Комитета по бюджету и экономическим вопросам Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Отправить комментарий